ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) – форма организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями речи.
Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.
В ПКПП в первую очередь принимаются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
—заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;
—заявления законного представителя, обучающегося с особенностями психофизического развития.
Основные направления работы:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;
- развитие фонематических процессов;
- развитие и совершенствование грамматического и лексического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие психических процессов (память, внимание, мышление).
В период с 1 по 15 сентября проводится обследование детей учреждения образования с целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Направления работы по оказанию коррекционно-педагогической
помощи детям с ОПФР в ПКПП
- изучение индивидуально-типологических особенностей, воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития воспитанников, препятствующих успешному освоению обучающимися содержания образовательной программы дошкольного образования;
- предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития у обучающихся;
- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
- повышение уровня интеллектуального развития воспитанников за счет развития психических процессов;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у воспитанников, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог, имеющий высшее образование по профилю. Работа учителя-дефектолога в обычном дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя-дефектолога речевой группы или речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-дефектолог на пункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно как это принято в речевых садах, и работа строится с учётом внутреннего расписания учреждения.
Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевого сада.
В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного учителя-дефектолога занимаются 24 воспитанника с различными речевыми нарушениями.
Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?
Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?
Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
Речь в своем развитии проходит определенные этапы.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.
Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.
Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет — повторение за взрослым и самолепет — собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки.
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 МЕСЯЦЕВ
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).
1-3 ГОДА
После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб.
Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — я не хочу.
В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4-5 ЛЕТ
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).
5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слов;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
- Нарушение слоговой структуры слова.
- Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
- Неправильное грамматическое оформления высказывания.
- Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
- Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
- Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях. Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.