Предотвращение насилия над детьми

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто.

Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе, характером или личностными проблемами взрослых, семейными традициями и др. Бытующее мнение, что подобный способ воспитания имеет место только в социально неблагополучных семьях, сегодня признано мифом. Насилие нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо; просто неблагополучным семьям специалисты уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще. Давайте определим, что представляет собой домашнее насилие над детьми. Говоря простым языком, насилие над ребенком – это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка.

Проблема жестокого обращения с детьми существует с  давних времен, чему можно найти огромное количество подтверждений.

Факторы уязвимости детей

С младенческого возраста дети всегда были и остаются уязвимыми по отношению к различным формам насилия, в том числе, в их семьях. Почему так происходит? Специалисты, работающие в этой области, выделяют три основных фактора детской уязвимости:

1) отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;

2) бессилие и зависимость детей;

3) изолированность детей.

Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.

Отсутствие информации о домашнем насилии. Дети не имеют необходимой информации о насилии в семье. Ребенок, с которым постоянно жестоко обращаются родные и который является свидетелем домашних скандалов, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Он воспринимает происходящее как норму. С другой стороны, и родители не рассматривают семейные скандалы, телесные наказания, игнорирование и оскорбления как формы насилия в отношении детей.

Бессилие и зависимость детей. Ребенок зависит от родителей, авторитет которых для детей, особенно маленьких, непререкаем. В результате дети часто зависят как раз от тех людей, которые могут с ними жестоко обращаться. Маленький ребенок не способен просто уйти из дома и спрятаться от насилия. В то же время, он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьет маму. Ребенок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу. Он начинает интуитивно искать объяснения происходящего, часто обвиняя себя. В результате у ребенка формируется чувство вины, которое «программирует» его поведение на всю жизнь и приводит к тому, что, став взрослым, он снова страдает от насилия уже в своей собственной семье.

Изолированность ребенка. Дети изолированы от источников помощи и знаний. Если взрослые в ситуации насилия могут обратиться к друзьям, соседям, знакомым, специалистам, то у маленького ребенка нет такой возможности. Изолированность заключается еще и в том, что доступ маленьких детей к любым службам помощи возможен лишь при участии взрослых. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах кому-то из взрослых: воспитательнице в детском саду или учительнице в школе, родителям друга или руководителю художественной секции.

Все это приводит к тому, что огромное количество детей в мире ежедневно подвергаются жестокому обращению. Факты свидетельствуют: число несовершеннолетних, пострадавших и погибших от насилия со стороны родителей, растет с каждым годом. Помимо этого, дети все чаще становятся свидетелями ссор между родителями или другими членами семьи, что также негативно влияет на благополучие ребенка, его развитие, и повышает риск применения насилия в отношении него.

Может показаться, что активное распространение информации о насилии над детьми и о его страшных последствиях должно способствовать уменьшению масштабов этого зла. К сожалению, такого не происходит. Многие родители по-прежнему не знают, какие меры воздействия допустимы по отношению к ребенку. Воспитательные традиции большого количества семей допускают использование в сложных ситуациях ремня, криков, угроз или побоев. Установление дисциплины при помощи физических и унижающих достоинство ребенка наказаний часто считается обычным явлением, особенно если это не вызывает видимых телесных повреждений. Многим доводилось слышать фразу, которая произносится в качестве оправдания жестокости по отношению к ребенку: «Меня родители в детстве пороли, и ничего – вырос нормальным человеком». Но насколько этот человек может считаться «нормальным», если он продолжает эстафету зла и даже не пытается прервать ее?

Определить истинные масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто хранят молчание и не сообщают о случаях жестокого обращения в семье. Родственники, соседи или знакомые, которые знают о ситуации в таких семьях, тоже не всегда рассказывают о ней. Чаще всего о подобных случаях становится известно только тогда, когда ребенок с травмами попадает в поле зрения педагогов или медицинских работников. Но и они не всегда способны определить, что травмы появились не в результате неудачного стечения обстоятельств. Случаи же психологического и эмоционального насилия почти всегда остаются «за кадром», поскольку не оставляют видимых следов.

Согласно результатам проведенного в нашей стране в 2012 году многоиндикаторного кластерного обследования по оценке положения детей и женщин (http://belstat.gov.by/), две трети детей в возрасте 2-14 лет подвергались насильственным методам воспитания. При этом, более 46% детей в возрасте 2-4 лет в семье наказывали физически, а свыше 55% испытывали психологическое давление. Среди детей 5-9 лет эти показатели составляют почти 38% и 62%, соответственно. Процент мальчиков, которые подвергались физическому или психологическому насилию в семье, немного выше, чем девочек (67% и 62%).

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».
Признаки сексуального насилия у детей и подростков
нажмите на картинку