К пяти годам значительно увеличивается словарный запас ребёнка (2500-3000 слов), что даёт ему возможность полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слогов с согласными звуками [с], [з], [ш], [р], [рь], [л], [ль], например: «Лара», «пластилин», «вытирала» и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: «сапожки», «Саша» и др.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:
Чёткой, неторопливой;
Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
Грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое развитие замедляется и даже прекращается. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
Развитие речи ребёнка 6 лет
На шестом году жизни дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развёрнутыми фразами, грамматически правильно строить предложения.
На шестом году жизни ребёнка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки [л], [р]); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они всё реже допускают ошибки.
К старшему дошкольному возрасту не ещё все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование, например, горловое произнесение звука [р], боковое – звуков [ш], [ж] и т.д. Некоторые дети этого возраста ещё не всегда чётко различают на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р].
Задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы продолжать укреплять их артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в чётком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.